В такой сложной экспедиции, как ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО на пневмовездеходах Владимира ЧУКОВа, достаточно много проблемных факторов.
Команда ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО-2014 прошла по маршруту 1000 км, но вынуждена была вернуться на старт. Причин несколько: главные – полетел двигатель, полетел мост… короче, техника. Люди готовы были рваться и дальше, тем более, что настраивались на такую работу, но железо всегда было и есть слабее людей. 
Участники экспедиции – «штурмовая девятка» - сделали почти невозможное: вышли на маршрут и в суровых походных условиях, на морозе минус 53 С, когда даже бывалые полярники-дальнобои останавливаются (официально!) и ждут повышения температуры, выдвинулись в заполярную тундру. Фактически эксперимент выявил главное: путешественники убедились в жизнеспособности принятой конструкции пневмовездеходов, в правильности организационной и подготовительной работы столь сложной, многоплановой экспедиции, в колоссальной боеспособности коллектива. Реально, дружина своим 1000-километровым переходом, при постоянно отказывающих узлах и агрегатах, в зимних условиях Заполярья - заставила себя вскрыть все внутренние резервы – и технические, и людские – чтобы доказать прежде всего самим себе, а потом и болельщикам и друзьям, и партнёрам, что проект имеет такой потенциал, что даже столь жёсткие отказы техники преодолимы. Экспедиции такого рода, как ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО змс Владимира Чукова - это всегда эксперимент "на грани", но ныне он стал важен вдвойне: общий вектор движения ясен и верен, а фатальные отказы железа - это повод для анализа и разбора.

Отметим, что во-первых, есть очевидный факт на основе закона природы: надёжность сложной системы меньше, чем простой. Потому и правильно отмечают комментаторы на других информационных площадках, что «самая надёжная экспедиция – пешая, где меньше всего взаимозависимых факторов, от которых зависит успех! Вот, ходил Чуков в старые годы на лыжах на Северный полюс - и четыре раза достиг его, в том числе, и автономно, а сейчас управляет сложнейшим многоплановым проектом, по сравнению с которым 200-килограммовая ноша за спиной и лыжи с палками--это почти ничего!» Но это, прежде всего, опыт, с которым и пошёл на дальнейшее развитие Почётный полярник РФ Владимир Чуков. Опыт набирается и сейчас, когда команда скрипя зубами отступила после 1000 километров битвы с тысячами проблем.
А во-вторых, среди нескольких различных экспертных мнений есть и официальное мнение участников штурмовой команды, которое опубликовано на официальном сайте ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО-2014. Вчитайтесь, в нём не только рассказ о том, что было на трассе сегодняшнего перехода, но и некоторые вопросы к той бригаде сборщиков, которая отвечала и гарантировала, как выяснилось, лишь на словах, качество сборки. Более того, выяснилось, что сборочная бригада отвечала и за качество покупаемых узлов и агрегатов, даже сами покупки были доверены им. Руководитель проекта Владимир Чуков пошёл на такое тесное сотрудничество исходя из знакомства с ними, доверяя, как говорят, «профессионалам», но таким образом он ввёл в совокупность факторов, от которых зависит успех проекта, ещё один – и очень важный! – бригаду сборщиков, которые показали свой опыт в предыдущих проектах и иных экспедициях. Организаторский опыт руководителя – Владимира Чукова – не позволяет сомневаться в правильности принятых им решений, так как справедлив и такой закон: «доверие дороже всего!» и без него никакие договорные формальные договоренности не сработают. Поэтому заданные в официальном пресс-релизе команды ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО-2014 вопросы к сборочной бригаде оказываются весьма важными.

Заметим, что этой проблемы счастливо избежали участники другого трансполярного проекта – МЛАЭ – под руководством змс Василия Елагина, ведущие ту же работу по созданию нового северного пневмовездехода и сейчас вышедшие на свой маршрут. Но также заметим, что эта экспедиция всё равно вышла именно из недр Экспедиционного центра АРКТИКА змс Владимира Чукова, ведь с 2004 по 2008 год и сам змс Василий Елагин, и другие члены его команды, ходили в чуковских проектах, набирая опыт и проникаясь этой красивой идеей новой российской всепогодной северной транспортной конструкции. Пусть будет у нас в России как можно больше смельчаков, кто на таких самодельных аппаратах рвётся на дрейфующие льды Северного Ледовитого океана.
И наконец, крайне важно третье: проект продолжается ВСЕГДА, даже если штурмовая команда не на маршруте. Вернувшиеся в Подмосковье аппараты снова под опекой надёжных технарей, которые теперь уж точно прежних сборщиков к ним не подпустят. Всё железо перемещается на базу, где продолжается оттачивание конструкции, перебор вариантов и решений, и уже сейчас запланированы новые испытания, в том числе и в Заполярье. А люди? – как говорится: отдохнули немного и снова в путь
Итак, экспедиция ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО продолжается и дай, Бог, участникам её новых удач и успехов! А нам, всматриваясь в чужой опыт, будет много полезного увидеть и для себя, даже если мы и не соберёмся в столь сложную многофакторную систему, типа технической трансполярной экспедиции на пневмовездеходах. Опыт сложных проектов весьма полезен в простых, менее сложных проектах.
Кому что непонятно, или кто хочет участвовать в экспедиции ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО, пишите по е-почте: kanin-nos@mail.ru
Алекс Семак  А теперь BОТ ЕЩЁ ЧТО:
Кто поддерживает Трансарктическую экспедицию ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО-2014! Это сложнейший проект, в котором объединяются усилия, мысли и желания сотен людей, коллективов, фирм и компаний. И только таким путём - объединением сил единомышленников! - возможно противостоять безудержным Заполярным стихиям.
Итак, с нами на маршруте были наши друзья и партнёры:
Компания UNIQA C.E. – один из лидеров в России в области бренд-дизайна.
Коммуникационная группа POINT PASSAT - Разработка креативных идей, промо-акции, специальные мероприятия, трейд-маркетинг, логистика, PR, аутстаффинг.
Компания MOTUL – Ведущий производитель высококлассных моторных масел.
Торговый Дом TUBOR – Производство, продажа и переработка аккумуляторов. Аккумулятор в экспедиции на морозе минус 50 С.
Бренд "ВЫСОТА" – Незаменимая продукция в тяжелейших северных экспедициях.

Инструменты Makita – Ну, куда вы в Арктику на вездеходах и без электроинструментов MAKITA?! Немыслимое дело!
ОАО "Седьмой Континент" – Российская розничная торговая сеть, один из лидеров рынка России. Продукты от «Седьмого континента» напоминают путешественникам о доме.
Гипермаркет НАШ – Это магазин, где под одной крышей и по низким ценам вы найдёте всё, что нужно для дома и семьи. И для арктических путешествий тоже!
Фирма VTULKA.RU – Без продукции этой фирмы ни о каком передвижении на вездеходах по планете и речи быть не может! Производство высококачественной резинотехнической продукции для отечественных и зарубежных автомобилей и арктических пневмовездеходов экспедиции ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО-2014!
Группа компаний ВОСТОК-СЕРВИС – Производство и продажа современной спецодежды и обуви. Но главное – это полярное снаряжение для условий зимней Арктики!

Группа компаний СЛАВТЭК – Информационно-строительный портал - мы знаем про строительство всё! А также всё про инструменты и материалы, которые, в том числе, нужны и в Заполярье!
Компания "Сателлит Телеком" – Спутниковая связь: сегодня без неё на Севера ни ногой! Компания «Сателлит Телеком» - это проектирование, производство и продажа средств спутниковой связи, это услуги спутниковой связи и сервис.
Компания "Компал" – Без хорошего внедорожного оборудования в Арктике нечего делать! Наш партнёр - Компания "Компал" - эксклюзивный дистрибьютор лебёдок Master Winch. Официальный поставщик внедорожных шин: Silverstone, Federal, Hercules, Otani, Nang-Kang, Fedima, Insa-Turbo.
Лебёдки Master-Winch – не обсуждается! – незаменимое внедорожное оборудование! Эксклюзивный дистрибьютор лебёдок Master Winch на Российском рынке просто обязан быть с нами на маршруте.
Марка NIKON с нами в Арктике! – Партнёр проекта - ООО «Никон», филиал NIKON Corporation. Продажа и сервисное обслуживание техники в России, выпускаемой японской компанией NIKON. Лидер на российском рынке фототехники и аксессуаров. Оптовые продажи цифровой и фототехники и аксессуаров по прямым и эксклюзивным контрактам, прямые поставки продукции, в том числе, Nikon, Tamron, Bower, Vivitar, Kenko, Tokina, Peli, Lexibook, эксклюзивные права на оптовые продажи в России торговых марок Dicom, DiTech, Hakuba, Hugger, Benetton, Sunpak, Dicapac и др. Собственное производство в 5 странах.

Оптиктелеком КОМПЛЕКТ - Производство и поставка оборудования и материалов для строительства линий энергетики и связи (в том числе ВОЛС). Территории России, Казахстана, Беларуси и Украины. Прямые поставки от крупнейших производителей продукции.
Группа компаний Eberspächer – На заполярном маршруте в вездеходе должно быть тепло – это закон! Независимые жидкостные и воздушные отопители, электрические нагреватели, кондиционирование воздуха. Климатические системы.
Компания "Люкс-Версия" - российский производитель мюсли и каши быстрого приготовления. На маршруте долго готовить времени нет: будем пробовать продукцию "ЭПОХА ЗЛАКОВ" и "ЗЛАК" на бескрайнем Севере.
Автомобильные компрессоры «BERKUT» – Мы же едем на ПНЕВМОВЕЗДЕХОДАХ: без компрессора никак! Фирма BERKUT - дистрибьютер автомобильных компрессоров и других аксессуаров, логистические и сервисные услуги.
Российский утеплитель Sh Loft – Это утеплитель профессионалов! Это новый российский утеплитель Sh Loft, разработанный специально для трансарктического перехода «Полярное Кольцо-2014». Уникальность нового утеплителя в особых микроволокнах. На маршруте нам морозы обещают до минус 50 С.
|